АВТОВАЗ и Газпром договорились о сотрудничестве

ОАО «АВТОВАЗ», ООО «Газпром газомоторное топливо», ООО «АТС-сервис» и Правительство Самарской области приступили к реализации подписанного месяц назад Меморандума о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива. Об этом участникам проходящего в эти минуты в Тольятти Международного форум автомобильной индустрии «АВТОПРОМ. АВТОКОМПОНЕНТЫ» рассказал руководитель инновационных проектов УАПиУ СВПИР ОАО «АВТОВАЗ» Константин Котляров.

Как известно, существует четыре основных способа улучшить показатели экологичности автомобиля: улучшение характеристик существующих двигателей (снижение содержания СО2 в выхлопных газах), производство электромобилей, гибридов и двигателей, работающих на природном газе. По словам Константина Котлярова, приоритетным направлением развития в ближайшие годы выбран именно последний вариант.

Причина тому – наибольшая экономическая перспективность «газовых» автомобилей. Поскольку отечественные автопроизводители работают преимущественно в бюджетном сегменте рынка, массовая продажа дорогих гибридов и ещё более дорогих электромобилей представляется делом малореальным. «Безусловно, мы будем продолжать разработки в этом направлении, - пообещал руководитель инновационных проектов. – Мы ещё порадуем вас «Вестой-электро». К слову, наша EL LADA на гонках электромобилей заняла второе место, уступив только «Тесле». Однако мы должны понимать, что стоимость батарей, которая составляет большую часть расходов на выпуск электромобиля – это проблема, которая пока не имеет решения».

Впрочем, производство автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ, тоже сопряжено с некоторыми сложностями. Главная из них – неразвитость инфраструктуры. Если заправочных станций для «традиционных» автомобилей в России существует более 45 000, то для «газовых» – только 252. «Газпром» планирует в ближайшее время расширить сеть заправок, увеличив их число до 2 000, однако и в этом случае показатели несопоставимы.

Получается замкнутый круг: потребители не готовы покупать автомобили на газовом топливе, потому что опасаются проблем с заправкой; производителям невыгодно выпускать такие машины, потому что спрос на них слишком низок; заправщикам не интересно ставить новые газовые заправки, поскольку автомобилей под них производится слишком мало.

Несмотря на все эти сложности, массовое производство автомобилей, работающих на природном газе – занятие весьма перспективное. Во-первых, это улучшает экологическую обстановку (особенно – в крупных городах). Во-вторых, уменьшает стоимость владения автомобилем, что является явным конкурентным преимуществом. И в-третьих, открывает для российских производителей рынок Европейского союза, природоохранное законодательство которого ужесточается с каждым годом.

По словам Константина Котлярова, всесторонняя выгодность производства автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ, очевидна и руководству страны. Однако меры, принимаемые федеральным правительством, пока недостаточны: согласно государственной программе, бюджетные субсидии выделяются на закупку лишь массового пассажирского транспорта и техники для ЖКХ. Не отрегулирована и правовая база в сфере использования персональных заправочных станций (компрессоров), широко распространённых, например, в Италии. Согласно российскому законодательству, расстояние от компрессора до ближайшего жилого дома должно составлять не менее 30 м, что исключает их использование в частных домовладениях.

«К счастью, Правительство Самарской области оказалось более открытым для решения подобных вопросов, - сообщил Константин Котляров. – В августе мы с ООО «Газпром газомоторное топливо», ООО «АТС-сервис» и Правительством Самарской области подписали Меморандум о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива. Согласно этому документу, Газпром берёт на себя обязательства по развитию инфраструктуры, АТС-сервис обеспечивает пакет заказов, мы производим автомобили, а Правительство оказывает всемерную поддержку. Конечно, не всё моментально решается, но мы пошагово движемся в правильном направлении», - подытожил он.

Дата: 
Четверг, 1 Октябрь, 2015

*