Время новых возможностей

30 сентября – 1 октября 2015 года в Тольятти состоялся Международный форум автомобильной индустрии «АВТОПРОМ. АВТОКОМПОНЕНТЫ 2015». Главное отраслевое событие года собрало на своей площадке более 600 руководителей и специалистов из России, Франции, Испании, Словении и стран СНГ. Участники форума обсудили темы реинжиниринга и модернизации предприятий, новые требования к материалам и оборудованию, способы государственной поддержки автопрома, системы контроля качества и другие актуальные темы. Организаторы мероприятия – Правительство Самарской области и ОАО «АВТОВАЗ».

Основная цель форума – анализ ситуации в российском автопроме и обсуждение перспектив развития. Согласно прогнозам аналитиков, внешнеполитическая и экономическая ситуация в следующем году вряд ли поменяет вектор. Следовательно, предприятиям необходимо находить возможности для сокращения издержек и укрепления своих позиций на высококонкурентном рынке.

По мнению первого заместителя председателя комитета Государственной Думы Российской Федерации по промышленности, первого вице-президента Союза машиностроителей России Владимира Гутенёва, в сложившейся ситуации особое значение для автопроизводителей приобретает локализация. «В условиях девальвации рубля закупка комплектующих в национальной валюте позволяет сдерживать рост цен и сохранять маржинальность. Многие автоконцерны стали форсировать локализацию производства в России, даже сверх требований по промышленной сборке. Это, в первую очередь, касается Peugeot Citroen, Ford Sollers, Mitsubishi. При производстве нового автомобиля АВТОВАЗа – седана LADA Vesta – уже на начало сборки уровень локализации составляет 71%, а в перспективе планируется его довести до 85%. При этом 60% автомобиля создаются в Тольятти. Надо и дальше идти по этому пути», - отметил Владимир Гутенёв.

Депутат напомнил, что государство оказывает предприятиям автопрома существенную поддержку. По его словам, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уже в текущем году намерено выделить для поддержки спроса на автомашины ещё 7 млрд. рублей.

Правительство Самарской области также принимает активное участие в решении проблем отрасли. Заместитель министра промышленности и технологий Самарской области Олег Жадаев напомнил участникам форума о программах развития, в рамках которых предусмотрено субсидирование части расходов предприятий. Правительство Самарской области также готово оказывать активную поддержку потенциальным участникам конкурсов на привлечение средств федерального бюджета.

Как отметил руководитель инновационных проектов УАПиУ СВПИР ОАО «АВТОВАЗ» Константин Котляров, Правительство Самарской области охотно идёт навстречу инициативам производителей. Так, в августе 2015 года ОАО «АВТОВАЗ», ООО «Газпром газомоторное топливо», ООО «АТС-сервис» и Правительство Самарской области подписали Меморандум о сотрудничестве в области использования природного газа в качестве моторного топлива. Это позволит не только улучшить экологические показатели выпускаемых автомобилей, но и открыть новый для России сегмент рынка, а также развить инфраструктуру обслуживания автомобилей, использующих в качестве топлива природный газ.

Президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Инге Андерссон поблагодарил государство за существенную поддержку, оказанную отрасли, рассказал о планах автогиганта на ближайшие годы и лично провёл презентацию новых моделей. Журналистов, освещавших работу форума, заинтересовали сроки поступления в продажу нашумевшей новинки – LADA Vesta. Бу Инге Андерссон пояснил, что поставки будут организованы тремя волнами: в ноябре новинка появится в автосалонах 22 крупнейших городов России, затем – в менее крупных, а к марту 2016 года этим автомобилем будут обеспечены все дилеры АВТОВАЗа. «Мы планируем продавать 100 000 LADA Vesta в год», - поделился планами президент ОАО «АВТОВАЗ».

Практически все участники форума отмечали снижение объёмов продаж. Так, генеральный директор Faurecia Emissions Control Technologies Russia Жан-Пьер Шмитт сообщил, что по итогам 2015 года его компания ожидает снижения выручки на 20% по сравнению с планом. Тем не менее, поставщики АВТОВАЗа настроены оптимистично, поскольку связывают большие надежды с новыми разработками тольяттинского автогиганта.

Руководитель департамента по закупке компонентов силового агрегата ОАО «АВТОВАЗ» Дмитрий Дьячков рассказал, что за последний год предприятие провело большую работу, чтобы снизить расходы производителей материалов и компонентов. Так, для экономии времени и денег компаний, сотрудничающих с АВТОВАЗом, была проведена унификация и единая стандартизация материалов, поставляемых для закупочного альянса «АВТОВАЗ-Renault-Nissan».

В ходе круглых столов и панельных дискуссий участники форума обсудили широчайший спектр вопросов – от текущих потребностей отрасли до обеспечения выпуска перспективных разработок. Итоговый вывод: кризисная ситуация заставляет ответственных производителей искать и находить новые возможности для развития, а также стимулирует процесс реинжиниринга и модернизации производства, повышения квалификации кадров и обретения новых компетенций.

Следующий Международный форум автомобильной индустрии «АВТОПРОМ. АВТОКОМПОНЕНТЫ» состоится в Тольятти осенью 2016 года.

*